Знаки некоторых приемов исполнения

Кроме описанных в главе второй нотных знаков, в нотном письме применяются обозначения некоторых приемов исполнения.
К ним относятся: легато, стаккато, портаменто, арпеджиато.
Прием легато заключается в связном исполнении звуков мелодии и обозначается дугообразной линией. Знак легато ставится над нотами или под теми нотами, которые должны быть исполнены связно.
Например:

Знак легато не следует смешивать с лигой, удлиняющей
звук.
Прием стаккато заключается в коротком, отрывистом исполнении звуков мелодии или аккордов. Прием стаккато обозначается точками, которые ставятся над головками нот или под ними.
Например:

Прием портаменто или глиссандо заключается в скольжении'по хроматической (на фортепьяно по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя, таким образом, промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал.
Термин портаменто более свойствен вокальному исполнительству, а термин глиссандо—инструментальной практике.
Знак портаменто заключается в прямой волнообразной линии, связывающей собой крайние точки (ноты), между которыми происходит скольжение.
Например:

Кроме того, термин портаменто имеет другое значение и употребляется в фортепьянной практике. Здесь он означает прием глубокого «нон легато», заключающегося в почти связном исполнении как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). В этом случае знак портаменто является сочетанием знаков легато и стаккато и пишется следующим образом:

Прием арпеджиато заключается в исполнении аккордов разбито, то есть когда звуки, составляющие аккорды, берутся снизу вверх последовательно в быстром движении.
По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.
Знак приема арпеджиато представляет собой волнообразную вертикальную линию, помещенную перед аккордом, который должен быть соответственно исполнен.
Например:

Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

 

загрузка...