Диатонические семиступенные лады

В народной музыке встречаются семиступенные лады с различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в звукоряде больших и малых секунд. Этим лады народной музыки отличаются от натуральных мажора и минора (и друг от друга), но так как тониками в них являются или мажорное, или минорное трезвучия, то целесообразно их рассматривать как особые виды (разновидности) мажора и минора.
К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного наклонения: с пониженной VII ступенью и повышенной IV ступенью; и два лада минорного наклонения: с повышенной VI ступенью и пониженной II ступенью.
Благодаря внешнему совпадению звукорядов диатонических семиступенных ладов народной музыки с звукорядами, существовавшими в музыке средних веков, им были присвоены названия этих средневековых ладов:
мажору с пониженной VII ступенью — миксолидийского лада, мажору с повышенной IV ступенью— лидийского лада, минору с повышенной VI ступенью — дорийского лада, минору с пониженной II ступенью — фригийокого лада.
Лад, в котором по сравнению с натуральным мажором понижена VII ступень, довольно часто встречается в народных песнях.
Понижение VII ступени ослабляет тяготение ее в I сту пень и этим напоминает интонационную особенность VII сту пени натурального минора.
В нем образуется от I ступени малая септима.
Например:

Характерной особенностью этого лада является минорное трезвучие на V ступени и мажорное трезвучие на VII ступени
Значительно реже встречается лад, в котором по сравне нию с натуральным мажором повышена IV ступень. В ней образуется от I ступени увеличенная кварта.
Например:

Лад, в котором по сравнению с натуральным минором повышена VI ступень, образует от I ступени большую сексту. Например:

Характерной особенностью этого лада являются мажорные трезвучия на IV и VII ступенях.
Лад, в котором по сравнению с натуральным минором понижена II ступень, образует от I ступени малую секунду.
Например:

загрузка...