Параллельные тональности

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.
Например:

Из приведенного примера видно, что тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является VI ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.
Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах, приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли — на VI ступень.
Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.
Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются так же, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll. Moll, по-латински, означает мягкий.
Например: ля минор или a-moll, до минор или c-moli Расположение всех минорных тональностей в порядке родства дает следующий ряд тональностей:



Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг:

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:
соль-диез минор, равная ля-бемоль минору;
ре-диез минор, равная ми-бемоль минору;
ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

загрузка...