Лад и тональность

Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении. Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.
Например:

В данном примере в первой части опорными звуками являются соль и до, во второй части — ми и до.
Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.
Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой.
В приведенном выше примере тоникой является звук до.
В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойч и в ы м и. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (притяжения) к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков. Например:

В этом примере устойчивыми (опорными) звуками являются: соль, ми и до (они отмечены знаком >). К ним тяготеют неустойчивые звуки: ля к соль, фа к ми к ре к до.
Звук до в данной мелодии является тоникой.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. В примере 122 особенно ярко ощущается разрешение неустойчивого звука в устойчивый при переходе звука ре в звук до (тонику).
Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе.
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом.
В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.
Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

загрузка...