Применение интервалов в музыке



В начале этой главы было указано, что интервалы бывают мелодические и гармонические.
В мелодии основное значение имеют диатонические интервалы. Интервалы можно разделить на узкие — прима, секунда, терция и широкие— кварта, квинта и т. д.


Многие прекрасные народные мелодии состоят из узких интервалов:


Но большей частью в народных мелодиях узкие интервалы сочетаются с широкими, при некотором преобладании узких;




Сказанное относится и к громадному большинству мелодий в произведениях композиторов:

Однако музыка композиторов часто в некоторых отношениях сложнее народной музыки. Это относится, в частности, к интервальному строению мелодии, в которой применяются не только хроматические интервалы, но и в значительном количестве скачки:



Гармонические интервалы, как сказано выше, разделяются на консонирующие и диссонирующие.
В народной музыке, в том числе в русской песне, диссонансы применяются ограниченно:

В музыке композиторов-классиков основой тоже является консонирующая гармония. Вместе с тем, примерно с XVII века в связи с развитием реалистического музыкального мышления, вошли в обиход и многие диссонирующие созвучия Диссонирующие созвучия, не будучи самоцелью, обогащают мелодически музыку той или иной степенью напряженности и придают ей дополнительные краски. Практикой был выработан ряд приемов которые смягчают диссонирующие созвучия. Из них важнейшие: 1) участие диссонирующих интервалов в созвучиях вместе со смягчающими их консонирующими интервалами, 2) разрешение диссонанса, т. е переход в следующий за ним консонанс, и пр. Применяемые на этих основах диссонансы могут быть даже почти незаметными.
В примере нет совсем аккордов, содержащих в себе диссонирующие интервалы, и лишь в мелодии на слабых долях есть звуки, образующие тот или иной диссонанс по отношению к звукам аккордов:

В примере 126, наоборот, во всех аккордах, кроме первого, есть диссонирующие интервалы, звучащие очень мягко:

Применение диссонирующих созвучий особенно характерно для драматической музыки:


К концу XIX века всеобщий упадок буржуазной, культуры отразился и в музыке. Формалистические буржуазные «школы» совершенно потеряли связь с народной музыкой, с традициями классиков-реалистов, предали забвению законы и нормы музыкального творчества, выработанные многовековым развитием культуры.
Наиболее характерной чертой буржуазной формалистической музыки является распад мелодии. Конкретно это выразилось в выдвижении ритма и гармонии на первый план, в злоупотреблении хроматическими интервалами, в нагромождении широких интервальных скачков. Все это насколько противоречит вокальной (речь идет о происхождении) природе мелодии, что, по существу, является отрицанием мелодической красоты в музыке. Вместе с распадом мелодии развилось стремление к резким диссонансам, которые стали господствующими в формалистической музыке:


 



загрузка...