Упражнения

Устные
1
Строить (называть) интервалы, образующиеся от ступеней натурального мажора во всех тональностях в следующем порядке:
а) Малые секунды по порядку во всех тональностях; большие секунды; малые терции; и т. д.
б) В заданной тональности называть все образующиеся интервалы, начиная от малой секунды и т. д.
в) От каждой ступени гаммы в заданной тональности строить интервалы вверх в пределе октавы. Определять эти интервалы.
Например, в тональности Си\> мажор от III ступени: ре— миb=м.2; ре—фа=м.3 ре—соль=ч.4; ре—ля=ч.5; ре—cub= м.6; ре—до=м.7; ре—ре=ч.8.
г) То же — в натуральном миноре.
2
а) Во всех тональностях гармонического минора называть: ув.2, ум.7, ув.5 и ум.4 (характерные интервалы).
б) То же — все остальные интервалы от м.2 до ч.5.
3
Во всех тональностях гармонического мажора называть характерные интервалы.
4
В нижеследующих мелодиях определить встречающиеся характерные интервалы:


Письменные
1
а) Написать интервалы от ступеней во всех диезных тональностях натурального мажора (порядок, как в устном упражнении № 16), обозначив ступени, от которых они образуются.
б) То же — во всех бемольных тональностях натурального мажора.
в) То же — во всех диезных тональностях натурального минора.
г) То же —во всех бемольных тональностях натурального минора.
2
а) Написать во всех тональностях натурального мажора ув.4 и ум.5 с разрешением (тритон).
б) То же — в гармоническом мажоре.
в) То же — в гармоническом миноре.
3
а) Написать во всех диезных тональностях гармонического минора характерные интервалы с разрешением.
б) То же — во всех бемольных тональностях гармонического минора.
4
а) Написать во всех диезных тональностях гармонического мажора характерные интервалы с разрешением.
б) То же — во всех бемольных тональностях гармонического мажора.
5
От звуков: ре, ми, фа#, соль, ля, си написать ув.2, ум.7, ув.5 и ум.4, определить и обозначить тональности гармонического минора (в которых встречаются данные интервалы) и разрешить их.
6
От звуков: до, ре, фа, соль, cub, ля написать ув.2, ум.7, ув.5 и ум.4, определить и обозначить тональности в гармоническом мажоре (в которых встречаются данные интервалы) и разрешить их.
7
Нижеследующие интервалы разрешить возможными способами в тональностях мажора и минора (в которых они встречаются), обозначив интервалы и тональности:

8
Определить тональности мажора и минора, в которых нижеследующие интервалы являются неустойчивыми, и разрешить их, обозначив интервалы и тональности:


На фортепьяно

1
а) Строить (играть) интервалы от ступеней натурального мажора во всех тональностях.
б) Строить (играть) интервалы от ступеней натурального минора во всех тональностях.
2
а) Строить ув.4 и ум.5 с разрешением во всех тональностях натурального мажора.
б) То же — во всех тональностях натурального минора.
в) То же — во всех тональностях гармонического мажора.
г) То же—во всех тональностях гармонического минора.
3
а) Строить и разрешать характерные интервалы во всех тональностях гармонического минора.
б) То же — во всех тональностях гармонического мажора.
4
Играть возможные разрешения всех диссонирующих интервалов, построенных от разных звуков, в тех тональностях, в которых они встречаются.
5
Играть возможные разрешения всех консонирующих интервалов, построенных от различных звуков, в тех тональностях, в которых они являются неустойчивыми.

загрузка...