Упражнения

Устные
1
Строить (называть) все простые интервалы вверх и вниз от основных ступеней (звуков), беря за основу только количественную величину интервалов.
Например: терции вверх—до—ми, ре—фа, ми—соль и т.д. кварты вниз — до—соль, си—фа, ля—ми и т. д.
2
То же,— образуя восходящие и нисходящие последовательности одинаковых интервалов.
Например, от звука до кварты вверх: до—фа—си—миля—ре—соль—до.
3
а) Строить все простые интервалы вверх и вниз от основных ступеней с учетом их качественной величины. Например: большие терции вверх — до—ми, ре—фа#, ми—соль# и т. д.
б) То же — от звуков производных ступеней. Например: малые терции вверх до#—ми, ре#—фа# и т. д.; или реb—фаb, миb—сольb и т. д.
4
Строить ряды всех простых интервалов вверх и вниз (цепочкой) от основных и производных ступеней с учетом их качественной величины. Например, большие терции вниз от звука ми: ми—до—ляb—фаb.
5
а) Строить поочередно все увеличенные и уменьшенные интервалы от основных ступеней вверх и вниз.
б) То же — от производных ступеней.
6
а) Называть энгармонически равные интервалы всем увеличенным интервалам.
б) Называть энгармонически равные интервалы всем уменьшенным интервалам.
а) Называть простые диатонические интервалы и их обращения.
Например: чистая прима —в чистую октаву, малая секунда — в большую септиму и т. д.
б) Называть хроматические интервалы и их обращения.
Строить составные интервалы вверх и вниз от основных и производных ступеней.
Определять мелодические и гармонические интервалы в музыкальных произведениях.

П исьменные
1
а) Написать от всех основных ступеней вверх, по очереди, каждый простой диатонический интервал. Например:

б) То же — вниз. Например:

в) То же — вверх от звуков: до#, ре#, фа#, соль# ля#;
реb, ля Ь, соль b, ляb, cub. Например:

г) То же — вниз. Например:

2
а) Написать от всех основных ступеней вверх и вниз увеличенные интервалы.
б) То же — уменьшенные интервалы.
3
а) Написать от всех производных ступеней вверх и вниз увеличенные интервалы.
б) То же — уменьшенные интервалы.
4
Данные интервалы переписать, образовав из них: а) Большие и уменьшенные:

б) Малые и увеличенные:

в) Малые:

г) Большие:

д) Увеличенные и уменьшенные (кроме примы):

е) Чистые:

5
Определить данные интервалы, обозначить их количественную и качественную величину. Написать их обращения с обозначениями:


На фортепьяно
1
а) Строить (играть) все диатонические интервалы вверх в вниз от всех звуков, беря их в хроматическом порядке, а также вразбивку.
б) Сделать то же с обращениями.
2
а) Строить увеличенные и уменьшенные интервалы вверх и вниз от всех звуков, называя вслух основание и вершину интервала.
б) Сделать то же с обращениями.
3
Играть секвенции (мелодические фигуры) из интервалов, перемещая их по тонам или полутонам вверх и вниз. Например:

4
Строить составные интервалы с обращениями от различных звуков.

загрузка...