Простые, диатонические интервалы



Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной.
Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал.
Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего — восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень — верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов.
Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз.
Прима— I, первая (звучание двух звуков в унисон) '.
Секунда—2, вторая
Терция — 3, третья
Кварта —4, четвертая
Квинта —5, пятая
Секста —-6, шестая
Септима — 7, седьмая
Октава —8, восьмая

Например, секунда ми—фа=1/2 тону; секунда фа—соль= 1 тону.
Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов.
Например, терция до—ми=2 тонам; терция ре—фа=1 1/2 тонам.
Из сказанного следует, что качественная величина интервала определяет различие звучания однородных интервалов.
Качественная величина интервала обозначается словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная.
Между основными ступенями звукоряда (в пределе октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/5. т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1 1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2 1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3 1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4 1/2 т.
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5 1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.
Например:

Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора (см. главу пятую).
Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх и вниз.
Например:

Диатонические интервалы являются основой мелодии. От сочетания мелодических интервалов в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.
Например:



загрузка...