Побочные трезвучия мажора и минора

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.
В натуральном мажоре побочными трезвучиями являются: три минорные и одно уменьшенное (на VII ступени) .
В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).
В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.
В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.
Ниже приводятся примеры построения побочных трезвучий в натуральных и гармонических видах мажора и минора:

Таким образом, общее число трезвучий составляют:
1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.
2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.
Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.
Например:

Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.
Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.
Все трезвучия натурального мажора и гармонического
минора, располагаясь по терцовому .принципу, образуют (благодаря общим звукам) три функциональные группы:


Трезвучия VI и III ступеней находятся между главными трезвучиями, поэтому им свойственна функциональная двойственность.

/ Тимашёвск, сайты по бесплатным объявлениям
загрузка...