Взаимодействие отдельных элементов мелодии

В предыдущих главах были рассмотрены отдельные элементы, слагающие музыку, и их значение в образовании и развитии мелодии. Но, как было сказано во введении к настоящему учебнику, каждый элемент выявляет свои выразительные возможности лишь во взаимодействии с другими средствами музыкального изложения; поэтому, заканчивая изучение элементов музыкального языка, целесообразно рассмотреть их взаимосвязь на конкретных музыкальных примерах.
Важнейшими элементами мелодии, определяющими ее строение, характер и развитие, являются звуковысотные и временные соотношения.
О ритме, как об организующем и формирующем начале в музыке, в частности в мелодии, было сказано в третьей главе. Здесь необходимо дополнить сказанное посредством разбора соответствующих примеров:


Мелодия песни со всей ясностью передает содержание, положенное в оанову «Гимна демократической молодежи мира»: тревожная настороженность, ясная цель, непреклонная воля, готовность к борьбе за мир.
Какими средствами это достигается?
Маршеобразный четкий и острый ритм в четырехдольном размере в сочетании со штрихом marcato (подчеркивание ровности четвертей) создает впечатление твердого шага. Повторяющийся четыре раза ритм ровных четвертей в начале каждого предложения первой части мелодии, с постепенным движением вверх и нарастанием громкости, придает мелодии характер настойчивости и напора. Со сменой лада в припеве (си-бемоль минор — Си-бемоль мажор) наступает просветление; настроение суровости сменяется бодрой уверенностью, которая звучит особенно убедительно в заключительных тактах припева. В мелодии это выражено размеренным акцентированием четвертей, нисходящих по гамме от кульминационной вершины — ми-бемоль второй октавы (11-й такт припева).
Впечатление воодушевленного порыва убедительно рисует нижеследующая мелодия:

Образность этой мелодии достигается сочетанием быстрого темпа с постепенным, восходящим движением мелодии, повторяющейся ритмической последовательностью:

и нарастанием громкости. В целом мелодия рисует радостное чувство, пробуждающееся в человеке с наступлением весны и тепла.
Звуковысотные соотношения в мелодии приобретают естественную закономерную выразительность в тех случаях, когда восходящее движение связывается с нарастанием напряжения, а нисходящее движение — со спадом его.
Например:

Этой широкой, певучей мелодией рисуется Днепр в бурную-погоду. Несмотря на то, что темп мелодии медленный, создается правдивое впечатление природных просторов. Это достигается, в основном, мелодическими средствами. Мелодия начинается сразу с крутого подъема по трезвучию в пределах октавы, затем следует обратное, более плавное движение вниз. Такой волнообразный рисунок характерен для всей мелодии. Вторая фраза начинается также с подъема, но меньшего, и затем опускается по ступеням к тонике.
Вторая часть начинается с нового, еще более крутого подъема (скачки на квинту и кварту) в пределах децимы и опять-более спокойный спад вниз, четвертая фраза, так же как и вторая фраза, является своего рода отражением предшествовавшей волны.
Следует обратить внимание на то, что все подъемы мелодии выражены одинаковой ритмической последовательностью:

Динамика в этой мелодии сопутствует ее движению, целиком подчиняясь направлениям движения. Как и в предыдущих мелодиях, большее напряжение достигается в кульминационном моменте, совпадающем с самым высоким звуком мелодии.
В следующей мелодии выразительность достигается уравновешенной взаимосвязью звуковысотной, ритмической и динамической сторон:

Прежде всего, здесь надо отметить ясную размеренность фразировки (двутакты) и повторяющуюся ритмическую последовательность:

Характерный мелодический оборот в первых двух фразах— скачок на квинту вниз в конце построения — придает им выражение вопроса и влечет за собой потребность дальнейшего движения. В следующих двух фразах поступенное движение после скачка и динамического напряжения вносит элемент умиротворения; этому способствует, в известной мере, общее нисходящее направление мелодии. Во второй части диапазон мелодии расширяется, достигнув вершины (ля2), мелодия опускается ломаной линией к тонике. Звуковысотное и ритмическое строение отдельных фраз, в сочетании с тонким разнообразием динамики, придает всей мелодии естественную выразительность.
Широко известная мелодия романса М. Глинки «Жаворонок» приводится как пример применения модуляции в кульминационном моменте мелодии для его большей выразитель ности:

загрузка...