Членение мелодии на части

Мелодия, как и речь, не течет непрерывно, а делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой. Цезура обозначается знаком  v, который обычно применяется в учебных целях.
Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль, называется периодом. Простейший тип периода состоит из восьми тактов.
Период делится на две части, которые называются предложениями.
Окончание музыкального построения называется каденцией. В мелодии каденция выражена последовательностью двух или нескольких заключительных звуков, приводящих построение к неустойчивому или устойчивому окончанию. В связи с этим каденции бывают следующих видов:
1. Полная совершенная каденция — окончание на приме тонического трезвучия в мелодии.
2. Полная несовершенная каденция — окончание на терции или квинте тонического трезвучия.
3. Половинная каденция — окончание на неустойчивом звуке. Также и на V ступени, если она является примой доминантового трезвучия или доминантсептаккорда.
Первое предложение периода оканчивается половинной каденцией или полной несовершенной каденцией, что создает впечатление незаконченности. Второе предложение периода почти всегда заканчивается полной совершенной каденцией. Если в периоде при окончании сохраняется начальная тональность, он называется однотональным.
Например:



Период, в котором к моменту его окончания произошла модуляция, называется модулирующим периодом (см. пример 289а).
Предложение, в свою очередь, делится на два более мелких построения, называемых фразами. В музыке встречаются предложения, в которых фразы отделены друг от друга цезурой, и предложения, в которых фразы сливаются почти в сплошную мелодическую линию.
Например:

Фраза—двутакт представляет собой или слитное построение или распадающееся на мотивы (однотакты). Мотивом называется построение, содержащее в себе один главный метрический акцент. Слабое время мотива может быть выражено одним или несколькими звуками. Мотив может начинаться и кончаться не строго в границах такта, а именно: начало с затакта — окончание в середине следующего такта. Встречаются мотивы и менее такта.

загрузка...